Ребенок плохо запоминает, не успевает, делает все медленно? Чему и как следует научить школьника, чтобы уроки и домашнее задание делались легко и быстро
3 правила:
- Не откладывайте уроки на последний день.
- Не начинать делать уроки с заучивания (стихов, текстов, дат...).
- Учить надо так, как собираешься отвечать (интонация, темп, осмысление, произношение).
Некоторые родители жалуются, что ребенок очень медленно учит и
запоминает, может до глубокой ночи просидеть, а некоторые хвалят, что их
чадо все схватывает на лету. И в первом случае, и во втором все
нормально. Но и тем, и другим родителям нужно учить детей тайм-менеджменту – правильно распоряжаться своим временем.
Если ребенок засиживается за домашним заданием, то нужно ограничивать
время на выполнение. Все равно через час у ученика уже голова не
соображает и ему необходимо движение, чтобы избежать сколиоза, падения зрения и прочих последствий долгого сидения за уроками.
Придется разбить выполнение домашнего задания на несколько частей, и
между ними делать обязательные перерывы, переключаясь в течении их на
другую деятельность.
Простые приемы
Традиции и ритуалы
Их любят и ценят все люди. Так пусть домашнее задание станет ритуалом.
Родителям нужно:
- сначала навести порядок на рабочем столе,
- положить на стол все, что нужно для выполнения уроков, проверить, удобно ли лежат все необходимые предметы,
- создать правильное освещение стола.
Ритуал начинается с дневника. Открываем и делим задания на:
- любимые и нелюбимые,
- простые и сложные,
- письменные и устные.
И начинаем, конечно же, с самого любимого предмета, потом
переключаемся на простые, а затем делаем те, которые занимают больше
всего времени и даются с трудом.
Основные препятствия и трудности:
- Нарушение принципа постепенности, тогда у ученика не получается
цельной картины изучаемого предмета или темы. Ведь когда упускаешь
что-то одно, потом непонятно и все другое, следующее за ним. Поэтому
задания нужно выполнять поэтапно.
- Непонятные слова или символы в тексте. Если темп выполнения задания
замедлился, то скорее всего школьнику встретились непонятные слова,
значения и так далее. Поэтому лучше держать поблизости словарь, чтобы выяснить непонятные значения. Выявить слово можно так: если ребенок не может передать его своими словами – значит, слова он не понимает.
- отсутствие представления о предмете изучения в принципе. Об этом
можно говорить, когда узнав значение слова из словаря, оно все равно
осталось для ученика непонятным. Для этого уже понадобятся наглядные
пособия.
Если надо выучить что-то дословно
Чтобы запомнить, сначала ребенку нужно пересказать его своими словами, осмыслить, а затем можно заучивать наизусть:
- читаем несколько раз вслух,
- пытаемся повторить со шпаргалкой,
- пытаемся повторить без шпаргалки,
- пишем правило, формулу, не подглядывая,
- проверяем,
- если есть ошибки – исправляем,
- и опять пишем до тех пор, пока ошибок не будет,
- повторяем через часа два снова.
Решение задач
Математика и физика вызывает у многих затруднения. Сначала нужно
выяснить, какое правило и формулы «отрабатывает» задача. Выясняем, что
нам дано в условии, а что еще предстоит узнать.
Если надо – делаем чертеж или рисунок по условию задачи и краткую
записать условия и выясняем, что нужно узнать в конце и как –
промежуточные решения.
Делаем проверку.
Пересказ
Текст сначала нужно внимательно прочитать, лучше вслух, уловить
смысл. Затем надо приготовить план рассказа, для этого выписываем
ключевые слова или рисуем схематические картинки. И теперь нужно
восстановить рассказ по плану.
Устный ответ
У примеру, по истории или географии. Дома нужно обязательно прочитать
параграф, выучить определения, даты и основные моменты. Затем
пересказываем текст и отвечаем на вопросы под параграфом.
Стихотворение
Главное поймать ритм.
Если этого сделать не удается, то нужно прочитать стихотворение вслух
или про себя, представляя себе в картинках смысл. Так несколько раз.
Затем рассказываем, подглядывая, а потом уже читаем стихотворение без
книги. Через часа два, как и правило, нужно стихотворение повторить.
Сначала вам придется учить ребенка учиться,
контролировать. Но когда ученик уже научится распоряжаться временем,
самоконтролю, последовательности и этим простым приемам - он вполне
будет справляться самостоятельно.
Автор: Александра Капелина http://planetashkol.ru/roditel/Uchim-detei-delat-uroki
|